Сообщить о чрезвычайных ситуациях и иных нарушениях по телефону горячей линии (83645) 6-94-02
ОПЛАТИТЬ УСЛУГИЕсли вы думаете, что у вас тяжелая зима из-за того, что вы устали чистить машину от снега или в очередной раз проводите вечер в обнимку с батареей, — взгляните на ситуацию обитателей национального парка «Марий Чодра». Как братья наши меньшие справляются с капризами погоды и почему глубокий снег для одного — трагедия, а для другого — благо?
Особенности зимы 2026 года: контрасты и рекорды
Начало этой зимы было похоже на очередную природную аномалию. Декабрь встретил нас непривычным теплом и практически полным отсутствием снега. Животные пережили стресс. Но не тут-то было: январь и февраль решили установить свои рекорды.
Как сообщает Марийский гидрометцентр, осадки сыпали на республику так, будто там наверху уронили огромный мешок с мукой. В январе выпало 190-270% от нормы, а 14-15 февраля циклон с Балкан вообще устроил снежный апокалипсис, выдав 60-80% месячной нормы осадков всего за пару дней. Йошкар-Ола даже побила рекорд 1955 года по уровню выпавших осадков.
Сейчас высота снежного покрова достигает 70-85 см, что в 2,5-3 раза выше нормы. Добавьте к этому чередование оттепелей и морозов — и получите не просто снег, а слоеный пирог с разной плотностью.
Беда для копытных
Главный страдалец в марийском лесу — лось. Передвижение по рыхлой и глубокой целине для лесного великана — это примерно, как для нас бежать по колено в воде, да еще и в валенках. Энергозатраты колоссальные, скорость минимальная.
Фотоловушка национального парка подловила одного такого сохатого. Идет лесной великан через просеку, проваливается, пыхтит. Ноги длинные, а толку от них? Рядом, кстати, еще один товарищ затаился. Вы его сначала и не заметите: прилег бедняга прямо в сугроб, отдыхает после изнурительного перехода и философски дожевывает веточку рябины. Видно, устал. Прямо символ зимы 2026 года.
Чтобы выжить, лоси идут на хитрости. Они стараются держаться там, где снега поменьше — уходят в густой лес, на малоснежные участки. Для переходов используют автомобильные дороги и русла замерзших рек. Но и там опасность: шум машин или наст, который может поранить ноги. В их рационе сейчас — ветки, кора, и, конечно, жизненно необходимая соль. Наши госинспекторы молодцы, солонцы пополняют исправно. Без подкормки и соли в такую зиму лосю пришлось бы совсем туго.
Глубокий снег во благо
Если для лося сугробы — это трагедия, то для других зверей снег становится защитой и убежищем. Зайцу в глубоком снегу пришлось бы несладко, но к зиме лапы у него обрастают густым теплым мехом, становясь похожими на валенки или унты. В таких «тапках» по сугробам скакать самое милое дело.
Рысь тоже во всеоружии. Её широкие лапы работают как снегоступы — проваливается она неглубоко. Так что у косого есть все шансы стать обедом, если он зазевается. Для лисы глубокий снег не помеха: она как водолаз ныряет в сугроб и на самом дне вылавливает мышь-полевку.
Снежный покров служит хорошим убежищем, в нём животные устраивают временные жилища. Например, заяц-беляк и тетерев ночуют, зарывшись в снег, а в сильные морозы и метели остаются там и на день.
Готовь сани летом, а репеллент — сейчас
Добавим перчинку в это снежное блюдо. Экологи, в частности Асхат Каюмов, дают тревожный прогноз: «большой» снег, который лег на ещё не промерзшую землю (сильных и продолжительных морозов до снегопадов не было), создал для клещей идеальные условия. Почва не промерзла, подстилка теплая — беспозвоночные чувствуют себя как на курорте.
Насколько точен прогноз, покажет весна. Но если клещи сильно активизируются, национальный парк «Марий Чодра» оставляет за собой право ввести ограничения на посещение территории. Потому что встреча с лосем — это, конечно, интересно, то встреча с энцефалитным клещём — перспектива так себе.
Так и живем. Кто-то тонет в сугробах, кто-то в них охотится, а кто-то расчищает дорожку вокруг дома. Вооружившись лопатой, помните: где-то в лесах «Марий Чодра» лось сейчас так же пробивается сквозь снег в поисках соли, а лиса делает свой очередной прыжок за ужином. И у всех у нас одна задача — пережить эту зиму и встретить весну. А там, глядишь, и клещи проснутся... Но это уже совсем другая история.
Татьяна Сабанцева, специалист по связям с общественностью
национального парка «Марий Чодра»
Фото Ильдуса Сагдеева.